Женская доля

04.08.2014

Когда фирма POCH, занимавшаяся продвижением на французский рынок продукции АвтоВАЗа, предоставила новенькие «Нивы» для проведения женского ралли в Марокко, в тесных внедорожных кругах возникло беспокойство: «Все ли в порядке с головой у месье Жака Пока?» Ведь тогда в этом весьма «мачистском» мире еще скептически относились к способности особей противоположного пола передвигаться по пустыне.

Текст: Владимир КОНСТАНТИНОВ

Этот гендерный стереотип решила подвергнуть коррекции Доминик Серра, предложив в 1990 году формулу чисто женского внедорожного рейда на полноприводных автомобилях по пустыне. Сначала в нем приняли участие всего девять французских экипажей. Каждый состоял из трех женщин, и все выступали на одинаковых автомобилях. Первой из марок мероприятием заинтересовалась «Лада», предоставившая «газелям» девять «Нив». Уже в 1992 году интерес к состязанию проявили иностранные участницы: к эмансипированным француженкам на трассе присоединились марокканские «газели», и с этого же года экипажи стали состоять из двух человек. Потом на старт вышли участницы из Испании и Гватемалы, а на смену «Ладе» пришел Ford, в свою очередь предоставивший весь автомобильный парк. В 1996 году было принято решение сделать гонку открытой для всех заводов-производителей. В 1998 году марокканская агропромышленная фирма AICHA (кстати, крупнейший производитель оливкового масла) стала титульным спонсором соревнования, с тех пор называющегося Aïcha des Gazelles. Ныне это ралли проводится под покровительством его величества короля Марокко Мохаммеда VI. До сего дня в нем приняли участие женщины из 33 стран, в том числе две из России.

По старинке

Итак, единственное в мире женское соревнование по ориентированию на мотоциклах, квадроциклах и автомобилях и грузовиках по бездорожью Сахары. Маршрут (а он каждый год новый, хотя и пролегает в основном на юго-востоке Марокко, за Атласскими горами, ближе к границе с Алжиром) разбит на этапы, на каждом из которых находится несколько контрольных пуктов, куда нужно попасть участницам, по старинке ориентируясь с помощью топографической карты, линейки и компаса. Использовать другие навигационные приборы, а также мобильные телефоны строго запрещено. В отличие от других ралли здесь счет идет на километры, а не на минуты и секунды. То есть в классификации учитывается не скорость прохождения маршрута, а минимальный километраж.

Вытянув перед стартом по жребию свою собственную дорожную книгу, где отмечены курс, которого следует придерживаться, а также географические координаты контрольных пунктов и линии финиша, участницы должны выбрать наиболее оптимальный маршрут. Они могут обогуть слишком высокую дюну или попытаться преодолеть препятствие, но каждый дополнительный километр сверх идеального маршрута, соединяющего по прямой через контрольные пункты старт и финиш, наказывается штрафными очками из расчета 1 км = 1 очко. Допустим, что экипаж проехал 400 километров, тогда как по прямой маршрут насчитывает всего 350 км – в этом случае он получит 50 штрафных очков.

Кроме того, необходимо поставить отметку на каждм КП строго в порядке очередности: нельзя отметиться на КП4 раньше, чем на КП3. За пропуск каждого контрольного пункта назначается конкретный штраф. На этой основе определяется классификация. Соответственно первым становится тот экипаж, который заработал наименьшее количество штрафных очков. Маршрут прокладывается полностью вне дорог, разве что для категории «Кроссовер» он все же учитывает особенности данного типа автомобилей. Таким образом, победа зависит от умения управлять транспортным средством и ориентироваться при помощи карт и компаса в условиях полного бездорожья.

К воротам пустыни

Прежде чем переправиться на африканский берег, «газели» обычно собираются на административные и технические проверки на юге Франции. Но в этом году проводившееся уже в 22-й раз ралли начиналось от подножия Эйфелевой башни. Здесь, в садах Трокадеро, собрались 125 экипажей – в основном европейские участницы, остальные 25 присоединились к гонке уже в Марокко. Прежде чем отправиться на брифинг во дворец Шайо, все представительницы 22 стран (врачи, студентки, фармацевты, актрисы, манекенщицы и даже почтальонши) облачились в эксклюзивные жилеты от известного гламурного бренда Soleil Sucre – в этом году господствовал веселый розовый цвет. Отсюда после торжественного старта дамы отправятся через Клермон-Ферран в испанскую Альмерию, где сядут на паром, плывущий в Надор.

Среди них была и самая известная в Португалии учительница географии Элизабет Жасинту, приехавшая на гонку в четвертый раз. В 2008 году, выступая здесь на грузовике MAN, она заняла второе место в абсолютном зачете. Сначала Элизабет во многих внедорожных ралли (в частности в четырех «Дакарах») участвовала на мотоцикле, победив в 2000 году в женском зачете. Потом она пересела на грузовик и в 2004 году стала первой женщиной, проехавшей всю дистанцию январского марафона на Renault Kerax Rallye Raid. На этот раз выступить в Марокко ее пригласил Volkswagen, заявивший на ралли Aïcha des Gazelles одиннадцать пикапов Amarok. Первоначально планировалось, что она будет управлять VW Crafter 4Motion, что еще сложнее, но этот проект был перенесен на год.

…Паром прибыл в Надор в пять часов утра. На улицах уже довольно оживленно, и тем, кто впервые оказался в Марокко, приходится приспосабливаться к местным особенностям дорожного движения, в котором главную роль играет клаксон, а вовсе не указатель поворотов. Отсюда 600 километров до Эрфуда, часто называемого воротами пустыни: близ него разбит первый бивуак ралли. Ожидая прибытия каравана, организаторы завершают административные и технические проверки 25 экипажей, прибыших самолетами или проживающих в Марокко. Особое внимание уделяется оборудованию безопасности: гоночные шлемы, закрытые защитные очки, перчатки, аптечка, дополнительный топливный бак.

После пролога участницы на восемь дней гонки сдадут организаторам свои мобильные телефоны, планшетники и даже слишком «накрученные» фотоаппараты.

Посреди ничего

Относительно простую навигацию на прологе осложнила внезапно поднявшаяся песчаная буря, скрывшая из виду даже горы, окаймляющие каменистое плато. Неудивительно, что канадский экипаж сбивается со своего маршрута – а их в этот день было пять – и выезжает к чужому контрольному пункту. Француженки Сильви и Софи, взяв курс на первый КП, решили в лоб преодолеть на своем Duster песчаный участок, поросший верблюжьей колючкой, и очень скоро им пришлось доставать лопаты и сенд-траки. Чуть дальше на дюне, с виду безобидной, повисла Toyota, экипаж которой вовремя не стравил давление в шинах. К счастью, ветер вскоре стих, и к семи часам вечера более пятидесяти экипажей вернулись на бивуак. Правда, некоторые отметились не на всех КП, а кому-то даже пришлось прибегнуть к помощи организаторов. Отдав должное самобытной марокканской кухне, «газели» поспешили разбить палатки, ведь на следующий день их ждал уже полноценный этап по пустыне.

Не было еще и четырех часов утра, когда бодрый голос директрисы гонки Доминик Серра – «Bonjour les filles!» («Доброе утро, девчонки!») – задал ритм на следующие восемь дней: брифинг без четверти пять, и, едва успев нанести маршрут на карты, первые «газели» стартуют в половине шестого. В программе 135 км «идеального» маршрута через шесть КП, но уже вскоре на пути встали подсвеченные восходящим солнцем величественные дюны эрга Шеби. Показавшие накануне лучший результат в своей категории участницы на Duster предпочли обогнуть слишком вязкие пески и сэкономить время и силы. Разумное решение: к полудню 80 процентов экипажей еще не добрались до второго КП, а ведь главное препятствие – пересохшее русло, или уэд, Эл Рефайа – находится дальше.

В зачете внедорожников на этом этапе лидирует англо-французский экипаж Amarok Джанет Джеймс и Флоранс Фам, но всего шесть очков им уступает португальский дуэт Элизабет Жасинту и Софии Карвальоза. На следующий день – на втором этапе, большая часть которого проходила здесь же, в дюнах Мерзуги, – португалки выходят вперед, получив меньше штрафных очков, чем выигравший это ралли в прошлом году французский экипаж Кароль Монтийе – Жюли Вердагэ, выступающий на багги Jugand. Не все участницы успели в этот вечер на бивуак, появились и первые сходы: из-за отказа двигателя Jeep JK вынуждены были отказаться от дальнейшей борьбы опытные француженки Сильви и Прюн. Потребовалась помощь механиков и багги Predator x-18s впервые участвовавших в ралли Элен и Сандрин. Впрочем, основные трудности были еще впереди.

Например, два марафонских этапа – своеобразный тест на выживание в пустыне, когда на протяжении двух дней «газели» должны обходиться без бивуака, душа и помощи механиков. На таких этапах им положен армейский сухой паек и двойной запас воды. Вечером они останавливаются где-то «посреди ничего», где застанет ночь, сбиваются небольшими группами и ставят палатки прямо в песках. Если не поднимется песчаная буря или не пойдет дождь (а в пустыне и такое бывает), то можно посидеть у костра. За безопасность можно не беспокоиться, ведь все транспортные средства участниц оборудованы системой спутникового слежения Iritrac.

Именно такой этап с очень сложной навигацией по очень пыльной трассе в Уэде-Дра завершал в этом году «Ралли газелей». Правда, был выбор между сложным вариантом маршрута через дюны Шегага и более простым, огибавшим их. Таким образом, у всех участниц независимо от опыта был шанс попрощаться с пустыней и успеть на церемонию награждения в курортной Эс-Сувейре. И наверное, не так важно, кто из них одержал победу. Ведь участницы этого ралли не получают дорогих призов, только подарки от спонсоров и золотой кулон в форме сенд-трака – условный знак «газелей». Но память о прожитом приключении дороже любой награды.

P.S. Тем не менее нельзя не обратить внимание, что все три первых места в зачете кроссоверов заняли экипажи, выступавшие на Dacia Duster. А ведь ралли Aïcha des Gazelles – серьезное испытание не только для участниц, но и для техники.

Новые статьи

Популярные статьи