ПАССАЖИРСКОЕ СЧАСТЬЕ

27.09.2014

Удивительно, но фактически до 80-х годов трехколесные ATC (All-Terrain Cycle – внедорожный мотоцикл), являющиеся прямыми прародителями современных квадроциклов, использовались сугубо для развлечения. Лишь в 1981 году в буклетах производителей этих трехколесных внедорожников стали появляться фотографии, показывающие, как ATC можно задействовать на фермерском подворье – поле вспахать, дрова перевезти и т.д. и т.п. Однако это не сильно подняло продажи ATC, а если быть точнее, в трициклах мало кто увидел полноценное утилитарное транспортное средство. «Ахиллесова пята» трехколесных вездеходов – неустойчивость всей конструкции, она не позволяла задействовать их на тяжелых работах. Первый четырехколесный мотовездеход появился в 1982 г. (компания Suzuki) под названием QuadRunner LT125. Примечательно, что данная модель позиционировалась как развлекательное транспортное средство для начинающих пилотов ATC. Только к 1986 году, оценив достоинство четырехколесной компановки, практически все компании свернули производство трициклов ATC и перешли на производство АТV (All-Terrain Vehicle – внедорожное транспортное средство). И началась эра четкого разделения внедорожных мотовездеходов на сегменты спортивных и утилитарных аппаратов. Сегодня мы являемся свидетелями еще большего дробления рынка ATV на сегменты.

По мнению специалистов, самый перспективный для роста продаж – сегмент двухместных туристических ATV. Модель Polaris Sportsman XP 850 Touring как раз из таких.
Спроектирован новый «турист» не с чистого листа, его прародитель – одноместный Sportsman XP 850 EFI. От последнего достался 4-тактный двигатель с двумя балансирными валами. Два цилиндра, восемь клапанов, впрыск. С рабочего объема 850 см3 «сняли» 75 л.c. Мотор настроили не под гонки на «четверть мили» (хотя нет сомнений, агрегат и в этой дисциплине способен проявить себя очень даже неплохо), а для созидательного труда на малых оборотах с максимальной отдачей по тяговым параметрам. Силовая установка в раме стоит продольно с легким наклоном на правый бок. Такое расположение существенно улучшало развесовку по осям и оптимизировало централизацию общей массы машины.
 

Учитывая величину колесной базы (1450 мм) и сухой вес аппарата (355,6 кг), имелись все основания предполагать, что на кроссовой трассе Sportsman XP 850 Touring будет чувствовать себя не многим лучше, чем слон в посудной лавке. Тем интересней либо утвердиться в этом, либо усомниться. Вдобавок и ехать до ближайшего кроссового трека недалеко. Конечно, никто не хотел ставить какие-то рекорды скорости и взмывать ввысь на манер мотофристайлеров. Техника ведь чужая. Но покататься-то без особого экстрима можно!
На кроссовой трассе сразу бросилась в глаза впечатляющая энергоемкость амортизаторов. Естественно, потянуло выяснить, где находится предел этой энергоемкости. Прыгали без фанатизма. Высота прыжка в среднем достигала полутора метров при относительно коротком разгоне. На приземлении чувства несколько мягко поглощают амортизаторы; всегда казалось – вот еще чуть-чуть, и мы услышим печальный стук «пробитой» подвески.
Тем не менее приземление показалось мне чересчур мягким. Настройки амортизаторов ориентированы исключительно на быстрое и комфортное преодоление холмистой и бугристой местности. Подвеска, педантично обрабатывая все неровности, крепко удерживает квадр на намеченной траектории, в зародыше уничтожая появление перекрестной раскачки. Этого чуть-чуть так и не хватило.
 

Sportsman Touring оснащены автоматической системой полного привода AWD. При необходимости «автомат» блокирует между собой все четыре колеса, а как только колеса перестают пробуксовывать, остается один задний привод. Проверить работу автоматики очень просто. Резкий газ на скользком покрытии: квадрик вроде бы начинает пускаться в юз, а потом бескомпромиссно впивается в покрытие всеми четырьмя покрышками. Срабатывает AWD ненавязчиво и без тени нервозности. Нельзя не упомянуть и примененную на вездеходе систему TURF, позволяющую в режиме 2WD отключить блокировку заднего дифференциала. Захотел развернуться в грузовом лифте – пожалуйста, отключай блокировку да крути «пятаки» сколько душе угодно.
 

Все вышеперечисленное есть и у одноместного Sportsman XP. Так в чем же изюминка Touring? Впервые в индустрии ATV аппарат оборудован не просто дополнительным пассажирским сиденьем, а настоящим креслом с регулируемым по жесткости амортизатором. Мелочь? Отнюдь! Кто хоть раз пробовал ездить на квадрике вторым номером, прекрасно знает, что удовольствие, прямо скажем, сомнительное. На ухабах и рытвинах у водителя всегда есть за что держаться, и он без труда демпфирует удары, привставая на ноги. Пассажир последнего лишен категорически, и ему приходится зубами такие пляски с саблями исполнять, после чего визит к стоматологу покажется детской забавой. На Sportsman XP 850 Touring второй пассажир окружен в прямом смысле убаюкивающим комфортом, которой не способен испортить самый жуткий лесной грейдер. Амортизатор регулирует пассажирское сиденье по жесткости. И если после тяжелого мужчины села хрупкая дама, то настроит специально под нее жесткость пружины за одну минуту. Если честно, я не люблю ездить пассажиром. Однако, проехав 40 минут на Sportsman XP 850 Touring, у меня впервые не возникло желания выкинуть водителя из-за руля. Я даже чуточку покемарил в сиденье-люльке. Так что можно смело констатировать: Polaris Sportsman XP 850 Touring приносит удовольствие пассажиру не меньше, чем получает водитель при его управлении.

Макар ВАЛЬТЕР
Фото автора
Журнал «Охотничий двор» № 8 (август) 2010 г.

 

Новые статьи

Популярные статьи