Наедине с пеструшкой

04.08.2014

Так повелось, что в последние четыре года меня непреодолимо влечет на Кавказ. А если быть точнее, к горным речкам и форели-пеструшке. И теперь, выкраивая недельку-другую в разные сезоны года, я отправляюсь туда за впечатлениями. За эти годы порядком накопилось друзей, готовых тепло принять в любое время. Так, в этот раз двери гостеприимства открыл недавний знакомый Анзаур.


По прилету в Краснодар мне оставалось получить багаж и дотащить весь рыболовный скарб до машины, а там хорошая дорога вмиг выводит на горный серпантин. И вот, за очередным поворотом появляется первая речка. Доезжаем до поселка, где нас уже ожидают двое давно знакомых спиннингистов из Анапы. 
С восходом солнца мы встаем и выдвигаемся на одну маленькую речку, слывущую богатым пристанищем пеструшки.

Речку не видно, но отчетливо слышно ее бурление. Спускаемся по склону, скользя по камням. И вот она открывается перед нашим взором. Я бы назвал ее скорее большим ручьем, нежели речкой. Ширина ее где-то 
от двух до десяти метров.

Вся ловля представляла собой следующее: минут пять карабкаемся – минуту ловим. Проводка метр, может, два, а то и меньше. Кое-как излавливаю на Вьюновскую вертушку маленькую форельку, затем еще одну на нулевку Synchrony. Хватит! Надо отсюда выбираться. Здесь только учиться навыкам скалолазания, нежели повышать мастерство в ловле форели.

Да и четверым здесь совершенно нечего делать, разве что разделить бочажки и баловаться поплавком.  Но это не наш метод, поэтому мы покидаем эту речку и едем на более крупную.

Вывод первый: не каждая горная речка, горный ручеек предназначены для спиннинговой ловли. А уж тем более коллективным методом.

Приезжаем на знакомое место. Я пропускаю вперед спиннингистов-любителей, а сам начинаю четко и скрупулезно обрабатывать каждый квадратный метр перспективных мест. Забросы уловистой вертушки ничего не приносят, меняю на CrackJack 38F-DR – тут же поклевка. Еще заброс – еще выход. Дальше игнорирует, ставлю Rigge 46SMDR расцветки под форельку – поклевка. Сдвигаюсь на пару метров выше – холостая атака. Ловлю маленькую. Затем пять забросов впустую, меняю на вертушку – сразу поклевка. Такой спортивный подход оказывается результативнее их перебежек. Сменив три места и более десятка приманок, я поймал больше, чем они, бегавшие втроем на участке радиусом в километр, хотя некоторые из них достаточно умелые спиннингисты.

Вывод второй: результат не прямо зависит от пройденных километров.

Вечером ребята меня покидают, уезжают в город, в круговерть и сутолоку, по делам и работе. А я остаюсь один. 
Тем же вечером прошел дождь, который совершенно не вписывался в мои планы. Вода в реке заметно помутнела. Что делать? Чего ждать? По рекомендации аборигена Михалыча, завтра мне целесообразнее идти в верховья, где есть вероятность более прозрачной воды. Так и сделаю.

Выдвигаюсь с боевым настроением в те далекие места, которые мне рекомендовали. Поднимаюсь на высокогорную тропу и начинаю свой марш-бросок. Идти километров восемь. На мне вейдерсы и тяжелые ботинки, не успевшие высохнуть от вчерашних походов. Иду третий час, с трудом и риском форсирую несколько притоков. Двигаюсь на шум горной реки, наконец, вижу ее. С трудом спускаюсь к реке и окунаюсь в ледяную воду, дабы немного охладиться от парящего зноя. Расчехляюсь, нахожу интересный участок и начинаю ловлю. По рассказам Михалыча, в этом месте должны быть широкие разливы реки со слабым течением, небольшой глубиной и удобным подходом.

А тут явное несоответствие. Прохожу дальше, за поворот, где опять вижу ущелье. Высота до воды метров десять, ловить нереально. Еще километр выше – аналогично. Нет сил идти дальше, скудеют запасы питьевой воды. 
А ведь еще предстоит обратный путь. Невыносимо палит солнце. Спасает только приятная прохлада у реки. Мое решение: возвращаюсь. Эх, столько сил и времени потерял зря… Слушай потом этих местных. Хорошо еще, что он не отправил меня на другую сторону Кавказа.

Вывод третий: к рассказам местных прислушивайся, но ни в коем случае не доверяй!

Утомленный, я будто по чуткому спиннинговому чутью выхожу на очень интересный участок, где течение реки замедляется, образуя яркий выход из ямы. На выходе никакого присутствия не было выявлено. Добрасываю тонущий воблер SMITHD-сontakt 50S до самой ямы. Три заброса ничего не приносят. Наверное, воблер идет слишком высоко. Меняю на более крупную тяжелую модель 63S. Кладу на дно и монотонным твичингом соблазняю первую за этот день форель.

В ней граммов 250 – не плохо. Затем промазанная поклевка и выход. Дальше никакой реакции. В ход идет самодельная тяжелая вертушка на базе Брисколовской оливки в четыре грамма и лепестка «Aglia» первого номера. Кладу на дно и начинаю проводку по течению.

С первых оборотов садится явно покрупнее. Достойные кульбиты заканчиваются заслуженно в ее пользу. Со следующих забросов с помощью этой вертушки удалось последовательно взять трех форелек. Перехожу на узкий бурлящий перекат. Заметный водоворот, глубина и крупные каменистые засады на дне делают это место очень перспективным. Присаживаюсь на колени, делаю заброс прямо в бурлящий поток. Заглубляю серебристый SugarDeep. Поклевок нет даже на десятой проводке. Странно, ведь в таком месте форель просто обязана быть. Смена на CrackJack 48DR развеивает сомнения трехсотграммовой особью. Аккуратно снимаю с тройников и отпускаю обратно в стихию. Со следующих двух забросов выходы с жадными атаками. Меняю равномерную проводку на короткие протяжки с последовательными коротенькими рывками воблера на одном месте. Струя под берегом позволяет это сделать. Такой прием срабатывает. Активность заканчивается. Реакции никакой.

Вариабельные проводки и смены воблер-вертушки, воблер-воблер ничего не приносят. Четыре хвоста для такого места очень мало. Копошась в коробке, понимаю, что следует попытаться соблазнить ту, стоящую на дне, и нежелающую подниматься в верхние слои. Достаю тонущий TroutTune – безуспешно. Идет он не так глубоко, даже при медленной проводке с рывками на одном месте. Беру потяжелее D-Contakt 63 – c третьего заброса видел удар, опять безуспешно.

Из наглости ставлю SaurusСD-Rex 70S! Крупноват, конечно, но пробить нужные слои им получится. Аккуратно, несиловым забросом посылаю его тоненьким бланком «японского пера»до 5 г в нейтральную зону течения, роняю на дно и равномерными рывками веду прямо вдоль дна, изредка цепляя донные камни. Первая поклевка происходит в середине проводки, следующая – в начале, дальнейшие – под ногами. Из семи поклевок реализовал в свою пользу четыре. Неплохо, ведь атаковали его не совсем крупные особи. Непонятно, как некоторые смогли вообще заглотить крупные тройники. Забегая вперед, скажу, что размер приманки отпугивает, скорее, рыболова, нежели рыбу.

Вывод четвертый: эффект смены одной приманки на совершенно другую оказался положительным, что успешно можно взять себе на заметку.

Места закончились, точнее закончился к ним подход. Приходится взбираться наверх. Поработать мозгам следует и здесь. Как ухватиться, как зацепиться, куда поставить правую ногу, куда левую, где подтянуться? Выползаю наверх, жара укрощает мой бешеный темп, и вот я иду уже вразвалочку, оглядываясь по сторонам и любуясь окружающей природой. Хорошо и приятно ходить, наслаждаясь живописными пейзажами гор, но еще приятнее при этом ловить форель. И ловить осмысленно, подбирая ключик к ее соблазнению.

Спускаюсь к более доступным местам. Заброс один, заброс другой, теперь чуть подальше – реакции нет. Два шага вправо, затем еще. Забросы в ту же точку. Наконец, найден подходящий для нее угол проводки. Вылетает форель, мажет по воблеру и тут же скрывается где-то в потоке. Ага, значит, там она есть! Выбираю позицию поудобнее, забрасываю RiggeSlim 60SS и рывковой проводкой провоцирую повторную атаку. Она выходит, атакует, но заглотить не может. Просто остановить или ускорить будет большой ошибкой, это вам не окунь или щука.

Замедляю скорость проводки, но темп рывков не меняю, со второй попытки она благополучно садится на крючки. Аккуратно извлекаю острые тройники и отпускаю обратно. Быстро и легко это сделать получается тогда, когда у вас острые крючки без бородок. Как пример, OwnerStingerTreble1.56BC.

Вывод пятый: иногда дело не в приманке, а в подходящем для форели угле атаки. Элементарная смена вашей позиции на один-два шага вправо или влево перевернут картину бесклевья!

Смотрящие друг на друга монументальные скалы, прорезаются узкой, но в то же время глубокой бирюзовой полоской реки. Облавливаю апстримом ближний берег и центральную часть реки. Приманка практически не оказывается в удобной для форели позиции. После падения и оборота катушки ее тут же сносит течением. Но вот точный заброс под скалу, рывковая проводка и, наконец, контакт! Мощная поклевка! Полуминутное шоу на такой струе быстро отнимает силу у клюнувшей особи. Беру ее нежно в руку и обессиленную отпускаю в яму. В ней граммов четыреста! Неплохо. За пятнадцать минут я все же выковыриваю из-под скального грота еще две форели.

Затем снова начинаю обрабатывать эту ямку. За полчаса перебор всего возможного не дал ни малейшего намека на присутствие рыбы. Ставлю трехграммовую джиг-головку от Gamakatsuс с наживленным куском съедобной резины GaryYamamoto. С четвертой проводки – поклевка, затем еще. Как будто лениво бьет вдогонку. Уменьшаю вес приманки на грамм и выполняю проводку практически на одном месте с акцентами вверх. Приятный тычок, и еще более приятное ощущение оттого, что соблазнил привередливую форель, причем на резину. Затем еще две поклевки и один сход.

Пора выбираться. Ноги за такое продолжительное стояние на струе ледяной воды благодарны не будут. С берега продолжаю искушение этой приманкой. Уж не знаю, раздражает или привлекает пеструшку такая приманка с такой проводкой, но, в отличие от воблеров, поклевки на нее происходили. Удалось подержать трех штук и подвести к себе одну. Всему виной излишняя бойкость джиг-головки. Однако результатом вполне удовлетворен.

Вывод шестой: съедобная резина для форели-пеструшки не панацея, но иногда она «выстреливает»!

Иду дальше. Удобный подход заканчивается выпирающей скальной породой, которую уже никак не обойти. А так хочется пройти дальше, где манящие перспективные места. Решаюсь попробовать обойти поверху, по самой скале. В вейдерсах неудобно выполнять навыки скалолазания, ну что поделать. Делаю шаг, другой. Кладу спиннинг на уступ, цепляюсь пальцами за небольшие символические выступы и ступаю на косую гладкую грань скалы. Шаг – и нога соскальзывает. Удержатся пальцами не за что, но я пытаюсь. Не удержавшись, соскальзываю с пятиметровой высоты прямо в бурлящий поток. Секунда – и я начинаю барахтаться руками и ногами что есть мочи. Удается зацепиться за небольшой уступ, подтянуться и забраться на малюсенькую площадку. В вейдерсах вода, пошевелиться нереально, по телу ощущение криотерапии, а сердце бешено стучит от переполняющего адреналина! В течение получаса, подобно цирковому трюкачу, снимаю вейдерсы, сливаю из них воду, держа сумку в зубах. Спиннинг, к счастью, цел, я вроде бы тоже. Только ужасно болит локоть и течет с разодранных об камни подушечек пальцев кровь.

Напрашивается седьмой вывод: не рискуйте и не переоценивайте свои возможности, особенно если вы один!

На продолжительном выходе из ямы начинаю упираться в вертушки. Цепляю Komachi 43S – ноль реакции. Меняю на убойный Rigge 46S. Перпендикулярный заброс. Притапливаю приманку, которую сносит течением к ближнему берегу. Проводка практически без подмотки катушки. Работаю только кончиком спиннинга. Небольшая протяжка – пауза – два-три мелких рывочка. Они порой очень привлекают. Вот из-под какого-то камня появилась тень и наискосок двигается к приманке. В поляризационных очках при прозрачной воде и небольшой глубине все великолепно просматривается. Воочию видишь реакцию рыбы на свои манипуляции с приманкой. Момент – и ощущаю легкое прикосновение рыбы! Есть! Мое «японское перышко» от Daiko изгибается в виде параболы. Четко передается приятная пульсирующая тяжесть.

На следующий день я решаюсь пройти по тому же маршруту. Знаю ведь, где и на что клевала форель. Увы, что-то поменялось. Поймать оказалось не так-то просто. Складывалось впечатление о ее полном отсутствии. Неужели всю наколол? Начинаю уверенно перебирать все свои приманки, приемы лова, а эффекта нет. Успокоила меня тогда приманка IVYLINESelan 48Li. Именно с нее начались мои ухищренные действия, которые стали приносить поклевки форели. На одном, представляющем собой ровный участок с глубиной метр-полтора, сильным течением и разбросанными камнями я проводил этот воблер, подобно рыбешке, перемещающейся с остановками по дну реки. Сменив участок ловли, стало понятно, что активность низкая и здесь, и по всей реке. Я был очень рад, что подобрал обманку даже для самой капризной и настороженной форели. Тогда я ее соблазнял воблером TroutTune 55S в более глубоких местах, а в мелких отлично работал Selan 48Si. Медленная проводка с пассивными рывочками против течения стала его козырем.

Вывод восьмой: всегда стоит экспериментировать с проводками каждой отдельной модели и иметь в запасе ликвидные модели приманок.

С ПРИЦЕЛОМ НА РАЗМЕР

Насколько бы закономерно и часто не происходили поклевки, поймать пеструшку размером больше среднего хочется всегда. Одно дело – желание, другое – реальная возможность ее встретить. Ведь не во всякой речке есть матерые экземпляры. Это зависит, как от характеристики реки, так и от кормовой базы. Согласно моей статистике, поймать крупного размера форель-пеструшку наиболее вероятно на реках Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, нежели на Кавказе. А причина как раз-таки в количестве кормовой базы. Если за три года жизни она достигает размера в 15 – 18 см, то на Кавказе – всего 10. Есть трофейные рыбы и на Кавказе, вот только поймать их не так просто. Мой личный рекорд не превышал отметки в 750 г, хотя возможности его преодолеть были.


Художник Александр Дегтев

Однажды за воблером откуда ни возьмись «вылезла» килограммовая форель-пеструшка. В момент она решается на атаку. А я от переизбытка чувств подсек слишком рано. Увы, не реализовал. В этом году на одной речке я также воочию видел настоящего монстра. Заброс поперек течения тяжелой вращалки и ее проводка на снос были в прямой видимости сквозь поляризационные фильтры очков. За блесной выскочили три маленькие форельки, а через мгновение возник настоящий исполин. Он уверенно двигался за блесной и сопровождающими ее тремя недомерками. Выйдя в самый поверхностный слой, я четко рассмотрел эту матерую особь, размер которой был сантиметров 70 – 80. В последний момент тройка пеструшек веером разлетелась, а этот монстр лениво боднул блесну и скрылся в глубине. Дальнейшие попытки соблазнить ничем не увенчались.

На многих горных реках встречаются ямы с глубинами до 4 – 8 метров. На первый взгляд кажется, что подобные места во власти крупной рыбы. Какой же приманкой соблазнить? Я пробовал тонущие воблеры, тяжелые вертушки, но вес форели не превышал 400 граммов. В этом году я очень упорно прорабатывал эти ямы джигом. За все время ощутил две хорошие поклевки, которые закончились обрывом. Расслабленный фрикцион не дал положительного результата, а монолеска в два либра была не тем выбором. Все-таки подход к крупной рыбе должен быть соответствующий. Ну что ж, будет над чем поработать.

Вывод девятый: если цель – крупная рыба, то к ее поклевке надо всегда быть готовым.

Илья Иванов
Фото автора

Новые статьи

Популярные статьи