Настоящий мастер

15.01.2015

Удивить Италию красивым ножом почти невозможно, поскольку здесь просто нет других, хотя бессчетное количество фирм и фирмочек производит море ножей разного назначения. 

Текст: Освальдо Манцони

В Италии почти все красиво, и, вероятно, поэтому итальянцы стремятся жить и работать красиво. Конечно, не менее важно, что в этой стране существует многовековая оружейная традиция, характерной особенностью которой является стремление производить оружие не только функциональное, но эстетически совершенное. 

Для итальянского стиля художественного оформления оружия (как холодного, так и огнестрельного) характерны элегантность и гармоничная легкость. Ножи Серджио Консоли привлекают внимание любителей во всем мире прежде всего именно своей гармоничностью. И это совсем не случайно: за спиной Серджио более двух десятков лет профессиональной дизайнерской деятельности. Зачастую слесарь, собрав нож, обращается к граверу с предложением художественно украсить готовый инструмент. Как бы ни был талантлив гравер, его поле деятельности ограничено конкретным ножом. Дизайнер Консоли поступает иначе. Он начинает свою работу с общего эскиза ножа, определения его пропорций, соотношения отдельных частей. Далее идет определение материалов главных частей будущего ножа (клинка, плашек, накладок, притин) и характера его художественного украшения. 

Мы обсуждали с мастером его выбор конструкции ножей. Кроме общеизвестных преимуществ складных, или, как их называют в России, перочинных ножей (меньшие габариты, безопасность при работе, невозможность потерять «ножны») Консоли назвал сложность их изготовления. И это представляется совершенно очевидным. Сделать нескладывающийся нож много проще. Первые обсидиановые ножи палеолита появились сотни тысяч лет назад, а первым складным ножам всего несколько столетий. Серджио интуитивно чувствовал собственную склонность к чрезвычайно тщательной работе с «железом» и поэтому выбрал нелегкий путь. Кроме того, он говорит, что сделать красивым и гармоничным простой нож, вроде медицинского скальпеля, значительно проще, чем нож, содержащий несколько элементов. Такие задачи ему кажутся более привлекательными. Теперь всем очевидно, что Консоли правильно оценил свои возможности. Сегодня он один из лучших и перспективных производителей штучных складных ножей.

Серджио Консоли появился на ножевом рынке в 2003 году, когда ему было уже сорок. Успех не заставил себя ждать. Первые места на выставках в Италии он получил уже через два года. В 2007 после очередного выставочного успеха Консоли было присвоено звание «Мастер Итальянской ассоциации ножевщиков».

Понятно, что конструкций складных ножей бесконечно много. Консоли, по сути, кустарь одиночка и выбрал для себя беспроигрышное направление – изготовление наиболее универсального складного ножа с единственным лезвием умеренной или даже небольшой длины с самой надежной защелкой (замком, препятствующим его «несанкционированному» складыванию). В раскрытом состоянии клинок фиксируется зубом главной пружины, который входит в выборку на обушке клинка. Сегодня чаще выпускаются складные ножи с фиксаторами в виде пружинящей пластины внутри рукоятки ножа. Такой нож проще (технологичнее) сделать, хотя держит такой замок слабее.

Сердце любого ножа – его клинок. Сколь понятны главные требования к нему, столь же сложны и способы их реализации. Главное в клинке – чтобы он хорошо резал, долго не тупился, легко вытачивался и направлялся, не ржавел ни при каких условиях, не гнулся и не был хрупким. Опыт человечества подсказывает, что есть несколько трудных способов получения оптимальных клинков. Все они достаточно сложные и дорогие. Известно, что легированные стали кроме карбида железа имеют в своем составе карбиды легирующих элементов, обладающие максимальной твердостью. Но когда их содержание становится высоким, кристаллы карбидов становятся крупными и слабо связанными с остальной массой сплава. Оказавшись на режущей кромке, они выкрашиваются. В результате нож быстро перестает резать. В индустриально развитых странах научились решать эту проблему. Гомогенный легированный расплав тонко распыляют при высокой температуре. Его мельчайшие капли быстро застывают. Понятно, что при этом ни одна из твердых фаз бывшей капли не превышает ее размеров. Таким образом, в получившемся порошке сверхтвердые карбиды имеют микронные размеры. Чтобы получить из такого порошка стальной клинок, его спекают под давлением при температуре ниже температуры плавления карбидов. Такие клинки сегодня, пожалуй, лучшее, что может дать промышленность. Именно их часто использует Серджио Консоли для своих ножей. 

Еще один прекрасный материал – это дамаск, результат кузнечной сварки тонких образцов стали (или сталей) с различным содержанием углерода. Эту технологию часто усложняют многократным складыванием и скручиванием заготовки с промежуточной проковкой. Дамасские клинки сегодня хорошо известны всем. Отметим, что искусный кузнец может получить на клинке после его травления красивый узор. Прекрасные ножи Серджио привлекают к нему успешных кузнецов не только из Италии. С ним охотно работают Хенк Никмайер, Пауль Штранде, Д. Каттанео, Дарио Квартини, Лука Пицци.

Мастер очень требовательно подходит к выбору материалов и для всех остальных деталей. Плашки он сначала выполнял из нержавеющих сталей. Сегодня все чаще использует титан, хотя этот материал очень сложно обрабатывается, «налипая» на кромки режущего инструмента. Справляются с ним только с помощью специальных покрытий. Больстеры (по-русски притины) чаще всего он делает из стали. Важным эстетическим элементом ножа являются накладки на рукояти. Серджио привлекают редкие природные материалы: бивни слона и мамонта, зубы этих животных, рога оленей, ценные породы дерева. Иногда рукояти бывают целиком стальными. Это самый прочный вариант, который к тому же любят граверы, поскольку в этом случае образуется большое поле для работы. Хотя еще одной фирменной особенностью ножей Серджио можно считать гравировку по небольшим площадям и узким полоскам вроде обушков клинков и спинке главной пружины. В художественном оформлении своих ножей мастер часто использует золотую всечку. Однако это всегда делается в небольшом объеме, с хорошим чувством меры. 

Серджио современно подходит к организации своего небольшого бизнеса и привлекает к работе лучших итальянских граверов. С ним работают Лоренцо Гамба, Макс Гоби, Анжело Галеацци, Стефано Перлотти, Мирко Анджеллини из компании «Криэйтив Арт»… – всех не перечислить. 

Ножи Серджио Консоли всегда безукоризненно красивы, но не менее важно, что они безукоризненно могут выполнять свою главную работу – хорошо резать.

Новые статьи

Популярные статьи